УТВЕРЖДАЮ
Председатель контрольно-счетного
органа Козульского района
_______________С. Б. Мительштет
30 марта 2022 года
ОТЧЕТ
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОГО ОРГАНА
КОЗУЛЬСКОГО РАЙОНА ЗА 2021 ГОД
Настоящий отчет подготовлен в соответствии с Положением о Контрольно-счетном органе Козульского района, утвержденным решением Козульского районного Совета депутатов от 28.09.2021 № 10-70Р (далее - Положение о Контрольно-счетном органе).
В отчете отражена деятельность Контрольно-счетного органа Козульского района (далее - Контрольно-счетный орган) по выполнению задач в сфере внешнего муниципального финансового контроля за 2021 год.
1. Общие положения
Контрольно-счетный орган является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля, образованным Козульским районным Советом депутатов и подотчетным ему.
Деятельность Контрольно-счетного органа строится на принципах законности, объективности, эффективности, последовательной реализации всех форм финансового контроля, направленных на профилактику нарушений в финансовых и имущественной сферах.
Полномочия Контрольно-счетного органа установлены Положением о Контрольно-счетном органе.
Контрольно-счетный орган осуществляет свою деятельность на основе годового плана работы.
В 2021 году Контрольно-счетным органом подготовлено 9 заключений на проекты нормативных правовых актов органов местного самоуправления, проведено 6 контрольных мероприятий, из них 1 совместное с прокуратурой Козульского района, по результатам которого составлен отчет.
План работы Контрольно-счетного органа на 2021 год выполнен не в полном объеме. В связи с вступлением с 30 сентября 2021 года в силу Федерального закона 255-ФЗ от 01.07.2021 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с целью недопущения превышения полномочий в отношении объектов контроля и нарушения положений данного закона было приостановлено проведение контрольно-счетным органом Козульского района контрольных мероприятий до приведения организационно-правовой формы КСО в соответствие с положениями законодательства.
2. Контроль за формированием и исполнением бюджета
Контрольная деятельность Контрольно-счетного органа за формированием и исполнением бюджета включает в себя стадии предварительного и последующего контроля.
2.1. Предварительный контроль
В рамках предварительного контроля Контрольно-счетным органом проводилась экспертиза проекта решения "О районном бюджете на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов" (далее - проект районного бюджета, проект бюджета), по результатам которой подготовлено заключение. Заключение на проект районного бюджета было предоставлено Председателю Козульского районного Совета депутатов.
Рассмотренный проект районного бюджета отражает соблюдение основных направлений бюджетной и налоговой политики района, направлен на повышение качества и эффективности предоставления муниципальных услуг, развитие программно-целевых методов управления, обеспечение рационального использования бюджетных средств.
В трехлетней перспективе 2022-2024 годов по-прежнему наблюдается стабильная зависимость районного бюджета от финансовой помощи бюджетов других уровней. Доходная часть районного бюджета на 2022 год на 88,9 % запланирована из безвозмездных поступлений и на 11,1 % из налоговых и неналоговых доходов.
Прогнозируемый объем налоговых доходов 2022 года выше ожидаемых оценочных показателей 2021 года на 9,7 %, неналоговых ниже на 10 %.
Расходы бюджета района сформированы на основе расходных обязательств, по программному принципу, исходя из необходимости реализации 15 приоритетных для района муниципальных программ. Охват расходов районного бюджета муниципальными программами на 2022 год составит 86 % от общего объема расходов бюджета.
Как и в предыдущие периоды, в 2022 году бюджет района имеет социальную направленность. Доля расходов бюджета, приходящихся на обеспечение нужд образования, культуры, социальной политики в 2022 году планируется на уровне 66 %.
В проекте районного бюджета соблюдены предельные значения параметров бюджета, установленные Бюджетным кодексом РФ.
Также в 2021 году было подготовлено 2 заключения на проекты решений «Об уточнении районного бюджета на 2021 год».
2.2. Последующий контроль
В рамках последующего контроля Контрольно-счетным органом проводилась экспертиза проекта решения "Об исполнении районного бюджета за 2020 год". Анализ отчета об исполнении бюджета показал, что основные параметры бюджета района 2020 года выполнены. Фактическое исполнение районного бюджета за 2020 год по доходам и расходам составило 95 % от плановых назначений этого периода, что ниже показателей 2019 года (98,4% и 98% соответственно).
Соблюдены предельные значения размера резервного фонда и дефицита бюджета, предельного объема муниципального долга, установленные действующим бюджетным законодательством.
В 2020 году произошло увеличение налоговых и неналоговых доходов по сравнению предыдущим периодом. Объем налоговых и неналоговых доходов, поступивших в бюджет района, возрос по сравнению с показателями 2019 года на 16,7 %.
В 2020 году бюджет Козульского района исполнялся путем реализации 11 муниципальных программ. На выполнение программных мероприятий было направлено 82,4 % от общего объема расходов бюджета. Фактическое исполнение составило 95,7 % от запланированных показателей.
Освоение средств выше среднего уровня (95,0 %) достигнуто по 8 муниципальным программам.
Заключение на отчет об исполнении бюджета района за 2020 год подготовлено Контрольно-счетным органом с учетом данных внешней проверки годовой бюджетной отчетности 3 главных администраторов бюджетных средств.
По результатам внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств в целом отмечено соблюдение основных принципов и правил ведения бюджетного учета.
В 2021 году так же в соответствии с заключенными соглашениями были подготовлены 5 заключений по внешней проверке исполнения бюджетов сельсоветов, входящих в состав района, за 2020 год. В связи с тем, что соглашения о проведении внешней проверки отчета об исполнении бюджета были заключены 29.03.2021 4 из 5 администраций поселений предоставили отчеты для проверки с нарушением сроков (не позднее 1 апреля). В результате проверки отчетов об исполнении бюджета за 2020 год в отношении поселений Козульского района установлены следующие нарушения:
Администрация Балахтонского сельсовета
В связи с тем, что в конце года не было проведено уточнение бюджета в соответствии с доведенными ассигнованиями, плановые показатели бюджета 2020 года, указанные в приложениях к проекту решения «Об исполнении бюджета муниципального образования Балахтонский сельсовет за 2020 год» не соответствуют параметрам последнего уточнения бюджета. При проведении внешней проверки бюджетной отчетности администрации Балахтонского сельсовета за 2020 год установлено превышение бюджетных назначений над утвержденными решением о бюджете.
В ходе проведения внешней проверки бюджетной отчетности администрации Балахтонского сельсовета за 2020 год выявлены факты несоответствия отчетных данных в связанных формах, которые привели к искажению годовой бюджетной отчетности.
В нарушение ст. 45 Положения о бюджетном процессе, структура отчета об исполнении бюджета не соответствует решению представительного органа о местном бюджете на отчетный год, включая приложения. В нарушении ст. 264.6 БК РФ проектом решения Отчет об исполнении бюджета принимается без указания общего объема дефицита (профицита) бюджета.
Администрация поселка Козулька
Плановые показатели бюджета 2020 года, указанные в приложениях к проекту решения «Об утверждении отчета об исполнении бюджета муниципального образования поселок Козулька за 2020 год» не соответствуют параметрам последнего уточнения бюджета.
При проведении внешней проверки бюджетной отчетности администрации поселка Козулька за 2020 год установлено превышение бюджетных назначений над утвержденными решением о бюджете.
Годовой бухгалтерский отчет составлен с нарушением требований действующей редакции Инструкции 191н. В предоставленной годовой отчетности наблюдаются несоответствия показателей связанных отчетов по формам 0503127 и 0503128.
В решении об уточнении бюджета № 5-30-р присутствуют арифметические ошибки и несоответствие по суммам расходов в приложениях к решению.
Администрация Жуковского сельсовета
В связи с тем, что перед составлением годового отчета не было проведено уточнение бюджета в соответствии с последними изменениями бюджетной сметы, плановые показатели бюджета 2020 года, указанные в приложениях к проекту решения «Об утверждении отчета об исполнении сельского бюджета за 2020 год» и формах годовой отчетности не соответствуют параметрам последнего уточнения бюджета. При проведении внешней проверки бюджетной отчетности администрации Жуковского сельсовета за 2020 год установлено превышение фактических кассовых расходов над утвержденными последним решением о бюджете бюджетными назначениями.
Годовая отчетность составлена с нарушением требований Инструкции 191н.
Структура отчета об исполнении бюджета не соответствует решению представительного органа о местном бюджете на отчетный год, включая приложения.
Администрация Лазурненского сельсовета
В нарушение ст. 46 Положения о бюджетном процессе и п. 1 ст. 264.4 БК РФ отчет об исполнении бюджета рассмотрен и утвержден Советом депутатов до его внешней проверки контрольно-счетным органом.
Администрация Шадринского сельсовета
В результате анализа установлено несоответствие текстовой части статей проекта решения «Об утверждении отчета об исполнении бюджета муниципального образования Шадринский сельсовет за 2020 год» действующей ст. 264.6 Бюджетного кодекса РФ. В нарушении ст. 264.6 БК РФ проектом решения Отчет об исполнении бюджета принимается без указания общего объема дефицита (профицита) бюджета. В нарушение п. 2 ст. 47 Положения о бюджетном процессе структура отчета об исполнении бюджета не соответствует решению представительного органа о местном бюджете на отчетный год, включая приложения.
3. Контрольная деятельность
В 2021 году в соответствии с годовым планом работы Контрольно-счетным органом было проведено 6 контрольных мероприятий.
Пп. 2.1 – 2.3 плана «Внешняя проверка годовой бюджетной отчетности главного распорядителя бюджетных средств»
Объектами данного контрольного мероприятия стали:
- Администрация Козульского района;
- Финансовое управление администрации Козульского района;
- Управление образования, опеки и попечительства.
При проведении внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных распорядителей бюджетных средств Козульского района за 2020 год фактов недостоверных отчетных данных, искажения годовой бюджетной отчетности, осуществления расходов с превышением бюджетных ассигнований не установлено.
В нарушение требований Инструкций 33н и 191н годовая отчетность ГРБС Администрации Козульского района представлена только на бумажном носителе, без одновременного представления электронной копии бюджетной отчетности на электронных носителях. В представленной отчетности исключены ассигнования и фактические расходы на содержание Козульского районного Совета депутатов, МКУ «Техноцентр» и МКУК «Отдел культуры и кино Козульского района», что не соответствует росписи расходов в решении о бюджете по ГРБС Администрация Козульского района (код главы 015).
По запросу Совета депутатов Козульского района было проведено совместное с прокуратурой Козульского района контрольное мероприятие «Проверка финансово-хозяйственной деятельности МУП «Родник» (п. 2.4 плана). По результатам установлено следующее:
1. Собственником «Предприятия» не разработаны нормативно-правовые документы, в соответствии со ст. 20 Закона 161-ФЗ, регулирующие деятельность и определяющие показатели деятельности «Предприятия», не утверждаются показатели экономической эффективности и годовая бухгалтерская отчетность.
2. В период проверки действовало 2 штатных расписания – до 01.07.2020 со штатной численностью 22 единицы и фондом оплаты труда в размере 9 967 691,38 рублей в год, с 01.07.2020 со штатной численностью 26 единиц и фондом оплаты труда 10 848 998,09 рублей в год. Фактические затраты на оплату труда работников МУП «Родник» в 2020 году (без начисления фондов на оплату труда) составили 7 866,9 тыс. рублей, в т. ч. НДФЛ – 965,5 тыс. рублей.
3. Фактическая численность по данным табеля за январь 2020 года составляла 19 человек, за июль 2020 года 17 человек. В связи с наличием вакансий в течение проверяемого периода производились доплаты за расширение зоны обслуживания и совмещение профессий. Доплата за совмещение профессий специалиста по персоналу и кассира (по 0,5 ставки) носит постоянных характер.
4. В приказах на премию за 2020 год не указаны размеры премий в отношении каждого работника. Согласно штатному расписанию и положению о премировании, утвержденным 15.05.2020, с 01.07.2020 премия выплачивалась без приказов руководителя. Премия в течение всего 2020 года выплачивалась независимо от наличия прибыли у предприятия.
5. Ежемесячно предприятием заключаются договора гражданско-правового характера, предметом договора которых является обслуживание ВНБ, обслуживание станции 2 подъема, обслуживание сетей. В договорах не указывается объем и перечень выполненных работ, а выполнение работ носит постоянных характер, что свидетельствует о подмене трудовых отношений. В течение 2020 года был заключен 121 договор ГПХ на сумму 1 608,7 тыс. рублей.
6. Договоры на аренду техники в 2020 году не заключались. Были заключены 3 договора с 01.04.2020 на выполнение работ по вывозу ЖБО, подвозу работников и выполнение других работ силами исполнителя (экипаж, ГСМ). Условиями договоров предусмотрена оплата не более определенной суммы в месяц, независимо от объема выполненных работ.
7. Приказом № 1 от 09.01.2020 за водителями предприятия были закреплены 3 автотранспортных средства, 2 из которых были арендованы на 2019 год. Документы, подтверждающие работу на данных автомобилях (договоры аренды на 2020 год, путевые листы, списание ГСМ), за исключением табелей учета рабочего времени водителей отсутствуют.
8. Часть переданного имущества не используется и находится в аварийном состоянии. Фактически контроль за использованием по назначению и сохранностью переданного «Предприятию» имущества собственником не осуществляется.
9. По данным годовой отчетности дебиторская задолженность МУП «Родник» за 2020 год уменьшилась на 4 007 тыс. рублей и составила на конец года 4 382,0 тыс. рублей, кредиторская уменьшилась на 1 077 тыс. рублей и составила на конец года 10 274 тыс. рублей. В результате на конец 2020 года кредиторская задолженность превышает дебиторскую на 5 892 тыс. рублей или на 134,5 %.
10. Выручка МУП «Родник» за 2020 год составила 16094 тыс. рублей. Себестоимость продаж – 17 482 тыс. рублей. Валовая прибыль минус 1 388 тыс. рублей (2019 год минус 298 тыс. рублей). Совокупный финансовый результат минус 2 980 тыс. рублей. По сравнению с предыдущим периодом наблюдается ухудшение финансового состояния предприятия.
11. Финансово-хозяйственная деятельность предприятия, как хозяйствующего субъекта, в целом складывается убыточно. За период 2019-2020 годов отчисления части прибыли в местный бюджет не производились ввиду получения убытка, что противоречит одной из целей создания предприятия, отраженной в пункте 2.1. Устава МУП «Родник».
12. Тарифы на водоснабжение и водоотведение утверждены приказами Министерства тарифной политики Красноярского края на период регулирования 2019-2023 годы с использованием метода индексации. Принятые с учетом экономически обоснованных расчетов отдела ценового регулирования коммунального комплекса РЭК Красноярского края тарифы на 2020 год составили – холодное водоснабжение 52,89 руб/м3, водоотведение – 48,48 руб/м3. Предложенные «Предприятием» тарифы – 92,61 и 101,15 руб/м3 соответственно. При отсутствии задолженности, выполнении запланированных объемов водоснабжения и водоотведения и полной собираемости платежей, рассчитанной экспертом выручки, заложенной в тарифы, хватает на покрытие расходов и получение прибыли.
13. Периодичность контроля качества воды не соответствует нормам законодательства РФ в области водоснабжения. Также в нарушение требований законодательства информация о качестве воды не размещается в средствах массовой информации и на официальном сайте Администрации Козульского района.
По результатам проверки составлен акт контрольного мероприятия от 29.06.2021, подписан в соответствующем порядке без возражений.
Представление по выявленным нарушениям в ходе проведения контрольного мероприятия вручено 02.07.2021 года.
Отчет о принятых мерах по результатам рассмотрения представления предоставлен МУП «Родник» в установленный срок.
4. Обеспечение деятельности Контрольно-счетного органа, взаимодействие с другими контрольными, правоохранительными и иными органами государственной власти и местного самоуправления, планы и задачи на 2020 год
В связи с вступлением с 30 сентября 2021 года в силу Федерального закона 255-ФЗ от 01.07.2021 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» проводились мероприятия по приведению муниципальных нормативно-правовых актов в соответствие с действующим законодательством. Были внесены изменения в устав Козульского района, принято новое положение о контрольно-счетном органе Козульского района, назначен на муниципальную должность председатель КСО, внесены изменения в НПА по оплате труда. Проводилась подготовка документов для регистрации КСО в качестве юридического лица. 17.01.2022 КСО Козульского района зарегистрирован в качестве юридического лица.
Контрольно-счетному органу переданы полномочия по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля на 2022 год представительными органами 6 поселений, входящих в состав района.
В течение 2021 года председатель Контрольно-счетного органа принимал участие в работе межведомственной рабочей группы по вопросам исполнения законодательства о противодействии коррупции.
Контрольно-счетный орган тесно взаимодействует со Счетной палатой Красноярского края и другими контрольно-счетными органами Красноярского края посредством обмена опытом и информацией.
Также на основании заключенных соглашений осуществляется информационное взаимодействие с прокуратурой Козульского района и Управлением Федерального казначейства по Красноярскому краю.
На основе результатов деятельности Контрольно-счетного органа в 2021 году, с учетом предложений депутатов районного Совета депутатов и главы Козульского района утвержден план работы Контрольно-счетного органа на 2022 год, в котором определены приоритетные направления контрольной и экспертно-аналитической деятельности.
В 2022 году запланировано проведение 6 контрольных мероприятий в различных отраслях бюджетной сферы. Также особое внимание будет уделено проведению внешней проверки бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, экспертизе проектов решений о бюджете района.
В 2022 году Контрольно-счетным органом продолжится работа по актуализации нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы деятельности контрольно-счетного органа.